О нас пишут! Журнал "Афиша Одессы" №3.

О нас пишут! Журнал "Афиша Одессы" №3.

Жить в Париже и дышать морем,
или Немного об истории, архитектуре и современности.

Проезжая по выложенной крупными серыми булыжниками мостовой или прогуливаясь под сводами кленов и платанов на Французском бульваре, сложно себе представить, что когда-то эта улица, ставшая одним из «брендов» Одессы, была пыльной загородной Малофонтанской дорогой. И лишь в 1902 году она получила название Французский бульвар в честь визита царя Николая II во Францию. К тому времени это было одно из красивейших мест Одессы - стараниями нового главного инженера Василия Зуева была проведена полная реконструкция бульвара. Появились широкие тротуары с аллеями деревьев, дорога была залита гудроном, выделили место под трамвайное полотно. Правда, кое-где для этого пришлось отрезать участки земли от владений богатых горожан, у многих из которых тут были построены дачи. Большинство «пострадавших» пошли навстречу муниципалитету, кое-кто даже отдал свои участки бесплатно.

По мнению заслуженного архитектора Украины Михаила Григорьевича Повстанюка, это вполне соответствует духу одесситов того времени. Ведь Одесса, по сути, была экспериментальной площадкой для архитекторов.

- В архитектуре Одессы нет стиля. И бесполезно стараться его тут обнаружить. Даже Оперный театр сочетает в себе разные архитектурные стили, но от этого не перестает быть шедевром. Так и с Одессой: можно сказать, что наш город - архитектурная уникальность. И ее уникальность - в эклектике. В других городах, особенно европейских, чувствуется преемственность поколений архитектуры. И это создает определенную среду, в которой гармонично сочетаются образцы нового зодчества и шедевры прошлого.

- Т.е. эклектичность Одессы, что называется, «работает на руку» современным архитекторам?

- Да, Одесса дает свободу творчества. Ведь если посмотрим назад, в прошлое, то увидим интересную вещь. Если вдуматься, Одессу строили совсем молодые архитекторы, которые в силу хотя бы своего возраста были авантюристами. Какой у них мог быть опыт? Да никакого. Одесса стала своего рода экспериментальной площадкой. Неудивительно, что в архитектуре в свое время и появилось такое понятие как «одесский стиль» как нечто особенное, отдельное.
Этот особенный «одесский стиль» вобрал в себя, в частности, элементы архитектуры стран Средиземноморья - в том числе и Франции, которая всегда была законодательницей моды в разных сферах. Достаточно вспомнить, что такие стили, как рококо, классицизм и его продолжение - ампир - появились именно во Франции. В одесской архитектуре так же заметен «французский след».

При работе над проектом нового жилого комплекса «Париж», который строится на пересечении Удельного переулка и Французского бульвара, архитекторы Михаил и Дмитрий Повстанюки постарались найти гармоничное сочетание требований современности и исторического наследия.

- У Французского бульвара есть свой образ, который задает условия при разработке нового объекта. Во время работы над ЖК «Париж» мы решили не отходить от классической схемы. У каждого дома есть три части: первые этажи, средние и венчающая часть. Привлекают внимание и запоминаются нижняя и верхняя части, они требуют проработки, а вот средняя может быть достаточно лаконичной. Поэтому мы и сделали акцент на входной группе и венчающем карнизе. Мы хотели, чтобы у дома была индивидуальность, чтобы он выделялся и запоминался. Причем мы учитывали, что многие из тех архитекторов, кто строил Одессу 200 лет назад, были французами. И в оформлении ЖК «Париж» есть элементы, перекликающиеся с образцами французской архитектуры, представленной именно в Одессе - например, плавные линии верхней части.

- Внешний вид, несомненно, очень важен для здания, расположенного в таком известном районе как Французский бульвар. Тем не менее, нельзя забывать о том, что это, прежде всего, жилой дом. Насколько он будет комфортен для проживания?

- Во время разработки планировок мы, как правило, стараемся убедить заказчика, что нужно придерживаться классики. Квартиры должны быть удобные, а это значит - правильные планировки, прямые углы, хорошая инсоляция. Не стоит забывать и о таком моменте, как вид из окна. В ЖК «Париж» это одно из преимуществ - морем можно наслаждаться уже на средних этажах, поскольку рядом нет высотных зданий, и панорама открыта.

- Это достаточно сложная задача - проектировать жилые дома. Если раньше архитекторы работали с небольшими объектами, и могли уделить внимание именно внешней составляющей, то сегодня это многоэтажные высотные здания. Какова задача архитектора в этом случае?

- Задача архитектора в любом случае - угадать будущее. И это может быть и жилой дом, и коммерческий объект, и социальное учреждение. Знаем ли мы сегодня, как оценивали современники те здания, которыми мы сегодня восхищаемся и считаем образцом для подражания? Истории известны факты, когда объекты, подвергающиеся нападкам общественности, впоследствии перешли в разряд шедевров - например, та же Эйфелева башня. Поэтому архитектор следует своей интуиции. Надеюсь, что в случае ЖК «Париж» она нас не подвела.

Новый жилой комплекс на Французском бульваре неслучайно получил такое романтичное название. История как будто сама подсказывала, как именно надо назвать новый дом. Прямо напротив находится Завод шампанских вин, в подвалах которого в 19 в. хранились известные всей Одессе вина француза Франсуа Нуво. А там, где сегодня находится вход на пляж «Отрада» и Канатная дорога, когда-то была дача барона Рено - потомка пушкинского современника Жана Рено, в доме которого опальный поэт жил основной период своей ссылки в Одессу.

Ну и конечно, это первая ассоциация при воспоминании о Франции: город любви, моды и красоты - Париж! И, согласитесь, так приятно невзначай обронить в светском разговоре «А я живу в Париже и каждый день из окна вижу море...»
Думка редакції може відрізнятися від думки автора.
+380 48 724 XX XX +380 48 724 3883
+380 48 724 XX XX +380 48 724 3882
Ідентифікатор: 11361